Кассационные и надзорные жалобы
В чем отличия кассация от надзора
Каждая из инстанций, в том числе и вышестоящих по отношению к первой инстанции, выполняет свою, определенную законом роль. При этом апелляционный суд наделен более существенными полномочиями по сравнению с кассационной и надзорной инстанцией. Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Практически любое гражданское дело проходит несколько судебных инстанций. Прежде всего, это первая инстанция, где его рассматривает районный или городской суд по существу, апелляционная инстанция, где жалобу рассматривает вышестоящий суд, кассационная жалоба и надзорная инстанция.
После вынесения судом первой инстанции решения по существу в течении месяца (гражданский процесс) у Сторон есть право на апелляционное обжалование. В случае, если судебное решение не обжалуется в апелляционном порядке, решение по истечении месяца вступает в законную силу.
Обращаем ваше внимание, что после 28.11.2018 года существенно изменился порядок апелляционного обжалования.
Так, решение районного суда, вынесенное им в первой инстанции обжалуется как и прежде в верховный суд города, области, края. А вот решения верховного суда города, области, края, вынесенное им в качестве суда первой инстанции обжалуется уже в апелляционный суд общей юрисдикции. Апелляционная жалобы в любом случае, как и прежде, подается через суд, который вынес решение.
Изменен порядок и кассационного обжалования. Так, кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Кассационные жалоба, представление подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Суд первой инстанции обязан направить кассационные жалобу, представление вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.
Адреса судов апелляционной и кассационной инстанции здесь!
Большинство граждан опускают руки, после вынесения судом первой инстанции решения не в их пользу, считая, что далее жаловаться нет никакого смысла.
Однако, подобное мнение ошибочно. Большое количество гражданских, административных и арбитражных дел пересматривается именно на этапе кассационного и надзорного судопроизводства.
У Сторон есть также право подать кассационную жалобу и в Верховный Суд Российской Федерации.
Жалоба подается на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции; на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
При этом, кассационная жалоба, представление подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев.
И наконец, обжалование решения суда в порядке надзора. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями в течении трех месяцев со дня их вступления в законную силу..
В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются: вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения; определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке
Требования к оформлению кассационной жалобы
Кодекс устанавливает перечень обязательных сведений, которые должны присутствовать в заявлении. Они определены в части первой ст. 378 ГПК РФ. А именно:
-
Название органа, куда направляется заявление.
-
Наименование (Ф.И.О.) субъекта, оформляющего документ, его место расположения (проживания). Указывается также его процессуальный статус.
-
Сведения об иных лицах, участвующих в разбирательстве.
-
Указание на судебные инстанции, рассматривавшие дело в первой, а также по апелляционной, кассационной инстанциях, а также содержание вынесенных решений.
-
Сведения о постановлениях, которые оспариваются.
-
Указание на допущенные прежними инстанциями нарушения процессуальных/материальных норм, оказавшие влияние на исход разбирательства. Здесь же приводятся подтверждающие доводы.
-
Просьбу лица, составляющего заявление
-
Перечень прилагаемых к жалоюе документов
Согласно ст. 378 ГПК РФ, в заявлении субъекта,который не участвует в разбирательстве, должно указываться, какие его законные интересы/права были нарушены решением. При этом постановление обязательно должно вступить в действие. Если жалоба ранее подавалась в кассационную инстанцию, в новом заявлении должно быть указание на принятое по ней решение.
Обязательно в заявлении должна присутствовать подпись лица, оспаривающего постановление, или его представителя. Если жалоба подана через представителя, к жалобе прилагают доверенность либо иную бумагу, подтверждающую соответствующие полномочия. Вместе с заявлением в суд также передаются копии постановлений, заверенные соответствующей инстанцией, квитанция об уплате пошлины. Если субъекту полагается льгота или предоставлена отсрочка/рассрочка, к жалобе прилагается бумага, подтверждающая наличие льготы.
Нюансы при подаче кассационной и надзорной жалобы
Установленные ст. 378 ГПК РФ требования об обязательном включении в кассационную жалобу указание на конкретные нарушения материальных или процессуальных норм, с приведением доводов обусловлены тем, что изменение постановления по делу возможно только в случае выявления обстоятельств, нарушения норм гражданского закона, существенно повлиявших на решение, без устранения которых цель правосудия достигнута не будет. Просьба, требование в жалобе должны соответствовать полномочиям судебной инстанции. Она должна сводиться к изменению (частичному или полному) либо отмене оспариваемого постановления, принятию нового акта или оставлению в действии одного из вынесенных решений.
Оплата государственной пошлины
Перед тем как подавать кассационную жалобу, субъект должен произвести обязательный платеж в виде государственной пошлины. Вопросы, касающиеся уплаты пошлины, регламентируются гл. 23.5 НК.
Согласно ст. 333.18 (п. 1, подпункт 1) Кодекса, при обращении в судебные органы общей юрисдикции субъекты осуществляют обязательный платеж до подачи жалобы.
Величина пошлины по гражданским делам определяется в соответствии с положениями ст. 333.19 НК. и например при подаче кассационной или надзорной жалоб по гражданским делам составляет не более 300 рублей для физических лиц и не более 6000 рублей для организаций.
Статья 333.20 Кодекса допускает уменьшение размера платежа, с учетом имущественного состояния лица, или отсрочку/рассрочку уплаты в порядке, зафиксированном ст. 333.41.
Помните, что количество экземпляров жалобы должно равняться числу участвующих в разбирательстве субъектов. Если у этих лиц отсутствуют какие-либо документы, которые заинтересованное лицо приводит в качестве доводов, данные документы необходимо направить Сторонам самостоятельно при подаче жалобы. Это требование обязательно для соблюдения, в противном случае жалоба останется без движения.
При подготовке и подачи кассационной и надзорной жалобы мы рекомендуем воспользоваться услугами опытных юристов компании «Юрведо». Это поможет избежать проблем с оформлением жалобы и не пропустить процессуальные сроки для обжалования.